taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Валентина Гайниахметова: Будущее рождается в провинции

Валентина Александровна Гайниахметова в 2002 году закончила Челябинский технологический колледж сервиса Южно-Уральского государственного университета (ЧТКС ЮУрГУ). В 2007 году закончила Российский государственный профессионально-педагогический университет РГППУ. Квалификация - педагог профессионального обучения по специальности "Профессиональное обучение (дизайн)"
С 2009 года она работает преподавателем в Рефтинской детской школе искусств, ведя такие предметы как «Основы конструирования одежды» и «Теория конструирования одежды».

светлана гайниахметова дизайнер костюма екатеринбург

О работах Валентины Александровны мне рассказала моя ученица Ирина Урванцева, она же прислала фотографии и, будучи профессиональным специалистом по коммуникациям, добавила много открывшую для меня фразу: «Для маленького города невероятно важно то, что делает этот человек!» Интервью с Валентиной я брала заочно, но хочу познакомиться поближе. Авось, будет когда-то дорога и в Рефтинский.

Т. Б.: Что делать дизайнеру костюма в маленьком городе?

В. Гайниахметова: Может это громко прозвучит - воспитывать чувство ответственности к тому, что ты несешь в этот мир, и развивать культуру одежды. Мне нравится выражение известного fashion-дизайнера Эммануэля Унгаро: «Вы выходите на улицу - и самим внешним видом несете в мир какую-то «информацию»: свою любовь, нежность, чистоту, что-то еще.... Главное - это понять и об этом помнить». Лучший вариант реализации этого подхода, на мой взгляд, связан с тем, чтобы начинать  работу с детского возраста.
У детей отсутствует критическое отношение себе и к жизни. По моим наблюдениям, они интуитивно видят красивые вещи. Необходимо  поддерживать в них желание развиваться и творить.  

станция

Рефтинская ГРЭС


За провинцией - большое будущее. В крупных городах все стало механистичным и каким-то «инкубаторным». В маленьких городах есть возможность воспитывать культуру  одежды. Менталитет, условия жизни, ценности маленького города позволяют увидеть и услышать звуки природы, остановиться, замереть, прислушаться. Человек большого города находится в круговороте, из которого ему все труднее вырваться. Одежда соответствует его состоянию - все меньше гендерных различий, преобладание черного цвета. Отсутствие ярких красок в одежде утомляет. Получается замкнутый круг.

Светлана Гайниахметова дизайнер костюма екатеринбург

Т. Б.: Я слышала о проведении конкурса, в рамках которого появились костюмы, которые мы видим на фотографиях. Что это за конкурс, кому принадлежит идея его организации и каковы его цели?  

В. Гайниахметова: Областной конкурс учащихся отделений художественного моделирования одежды «Юный  Кутюрье» проходит каждые два года. В нем участвуют Детские школы искусств. Учредителями конкурса являются Министерство культуры Свердловской области и Свердловский областной методический центр по художественному образованию.

Т. Б.: Откуда вы взяли деньги на реализацию проекта?

В. Гайниахметова: Мне повезло, отделение художественного моделирования одежды существует в нашей школе более 20 лет и на подобные проекты деньги выделяются всегда.

Т. Б.: Как отнеслась к конкурсу и коллекции общественность?

В. Гайниахметова: Коллекция вызвала живой интерес среди всех участников конкурса, получила  признание у родителей. Публике понравилось, потому что на нашей территории такие мероприятия проходят довольно-таки редко.

Т. Б.: Валентина, как пришла идея создания данной коллекции или что послужило мотивом для создания коллекции?

В. Гайниахметова: Идея, конечно, пришла не сразу, много было нарисовано эскизов, проделана большая работа в поиске источника вдохновения. Хотелось создать красивую яркую картинку. После долгой зимы хочется чего-то нового, яркого, красочного, то, что напоминает лето. Дети, чаще всего ждут и хотят его, так как лето это время новых открытий, новых приключений. Источником вдохновения послужили любимые герои мультиков, которые смотрят мои дети. Итогом стали объемные аппликации.
Для того чтобы объединить всех животных в одну коллекцию, была взята тема Африки. Так легче определиться с цветовой гаммой. Я считаю, что именно в детской коллекции можно воплотить в жизнь и передать всю красоту африканского животного мира.

Т. Б.: Сколько представителей Детских школ искусств участвовало в конкурсе?

В. Гайниахметова: В конкурсе были представлены коллекции пяти областных детских школ искусств. Всего на суд зрителей и членов комиссии было представлено 18 коллекций.

Т. Б.: Какие творческие трудности возникали в процессе создания коллекции?

В. Гайниахметова: Пожалуй, самые большие сложности при создании коллекции возникли с выбором материала, необходимого для передачи цветовой гаммы африканского континента. Мы искали сочные краски. Часто цветовые решения на первый взгляд казались вполне удовлетворительными, а вот рука и сердце ткань не принимали.
В остальном трудностей, в принципе, не возникало, ведь коллекция в дизайне костюма - это процесс творческий и интересный.

Т. Б.: В каждом костюме прослеживается характер героя. Это случайность или задумка автора?

В. Гайниахметова: Мне гораздо интереснее видеть, как каждый герой несет свой образ, чем превращать демонстрацию коллекции в стандартное «дефиле». Найденный характер важен не только для модели. Он позволяет зрителю моментально погрузиться в воображаемый мир. Созданный образ ярко подчеркивает характер животного, так как продумано все до мелочей, начиная с костюма, заканчивая аксессуарами, различными по форме сумками, браслетами и даже ободками.
Форма, силуэт, объем каждого костюма также подчеркивает характер животного, например:  «Какие  ассоциации вызывает у вас слон?» - «Большой, тяжелый, неуклюжий». И наш слон такой, но он еще и обаятелен. Мышь, как обязательное дополнение  к костюму и образу, передает волнение слона перед ней, что подчеркивает его безобидность. Именно это и обыгрывается на сцене в процессе демонстрации коллекции. Так средствами дизайна формируется отношение ребенка к миру и к себе самому.

Т.Б. А как повлияло на вашу работу как дизайнера получение высшего профессионально-педагогического образования?

В. Гайниахметова: Возможность работать с детьми школе. Дети талантливы, перспективны и во многом помогают реализовать свои идеи и мечты. Обучение в данном вузе заложило прочную основу или своего рода "фундамент" для дальнейшего развития.  Получив азы по созданию коллекций, по формообразованию, моделированию одежды я решила попробовать себя в этом.  Вместе с детьми учусь и совершенствуюсь, ищу что-то новое. Мне кажется, что не существует такого вуза, который смог бы выпустить первоклассного дизайнера. Опыт - дело времени,  когда есть основа любые идеи можно с большим успехом воплощать  в жизнь.

Т. Б.: Спасибо за интересный рассказ и успехов вам в дальнейшей работе!

рефтинский

07.04.2010

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский