Эффективный сайт как научная проблема и образовательная перспектива
Современная академическая наука претендует на то, чтобы быть востребованной и полезной. Тем не менее, и она нуждается в продвижении, ведь мир перегружен информацией, и шансов быть найденной у научной разработки не так много. Разговор с преподавателями подтверждает: усилия необходимо делать всем участникам интеллектуального процесса.
N: Хотелось бы построить нашу беседу как всестороннее обсуждение одного, достаточно узкого вопроса - с целью показать его практический и образовательный потенциал.
Н. Демидов: Таким вопросом могут стать сами коммуникации как основной предмет изучения на факультете связей с общественностью и рекламы. Если сузить его в наиболее актуальном направлении, то это коммуникации в интернете.
Т. Быстрова: Соглашусь. Тем более что действительно существует некоторое противоречие: в то время как технических материалов про продвижение в Интернет более чем достаточно, то своеобразие коммуникаций в сети представлено в теории не настолько полно.
N: Для меня этот вопрос связан с практической деятельностью, ведь, к примеру, сайт факультета - один из инструментов его продвижения в образовательной и профессиональной среде.
Cамый надежный способ выделить свою компанию среди конкурентов, оторваться от толпы преследователей - это хорошо организовать работу с информацией. Б. Гейтс
Н. Демидов: Интернет - один из инструментов стратегических коммуникаций любой современной организации с клиентами и сотрудниками. Необходимо четко знать, во что вкладывать усилия и деньги при создании сайта, чтобы не выбросить их в большом количестве, а потом поддерживать «мертворожденное дитя» за другие деньги. По мнению Билла Гейтса, 80% средств от объема капиталовложений среднестатистической компании идут на технологии, которые могут обеспечить создание самых эффективных коммуникаций, а отдача составляет лишь 20% . Разница затрат и результата объясняется неосведомленностью о возможностях современных технологий, их неполным использованием. С этим невозможно не согласиться, оценивая работу большинства русскоязычных сайтов.
Т. Быстрова: Значит, перед теоретиками нужно ставить вопрос о путях повышения активности интернет-коммуникаций. В свою очередь, она влияет на маркетинговые показатели деятельности компании, создающей себе сайт.
Н. Демидов: По моим наблюдениям, общение в интернет часто трактуют всего лишь «по аналогии» с другими коммуникациями: раз есть экран, значит, «похоже на телевидение», раз можно писать, - есть что-то от письменной традиции. На деле все иначе.
Отдельно следует сказать о мифах по поводу Сети, в плену которых все мы зачастую пребываем. Самый банальный связан с отношением к Интернет как к чему-то ненадежному. Вероятно, люди проецируют свои, порой непростые, взаимоотношения с компьютерной техникой на оценку Сети... Между тем, это одна из самых надежных систем. В 1957 году Министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации, которая не пострадает в целом при уничтожении отдельных ее элементов. Тогда был создан ARPANET - прообраз современного интернета. Мне удобно сравнивать это с тканью, сплетаемой нитями коммуникаций: чем их больше, чем они устойчивее, тем крепче ткань в целом.
N: Судя по сказанному, даже обычному пользователю, тем более человеку, имеющему отношение к сайту, необходимы какие-то предварительные знания, установки?
Н. Демидов: Конечно. Ведь эффективным в этом пространстве будет то, что естественно, закономерно для него. Интернет очень чуток к востребованной пользователями, работающей информации.
N: Значит, важны не столько презентационные материалы сайта-«визитки», сколько места, стимулирующие общение с посетителем?
Н. Демидов: Конечно. Интернет располагает сегодня всеми возможностями для того, чтобы быть удобным обеим сторонам. Но этими ресурсами не всегда пользуются разработчики сайтов и, соответственно, пользователи.
Т. Быстрова: Добавим к этому скорость оценки. То, придет ли посетитель на сайт вторично, определяется им в течение одной-двух секунд...
N: Наверное, в интернет-коммуникациях есть еще какие-то «острые углы»?..
Н. Демидов: Большинство проблем связано с организацией материала на сайте, прозрачностью, понятностью. Сайт обязан быть доступным. Отпугнуть может даже необычный дизайн, не говоря уже о навигации.
N: А что говорят теоретики?
Т. Быстрова: Отечественные философы и культурологи активно разрабатывали понятие общения на протяжении последних десятилетий. Честно говоря, до сих пор предпочитаю этот термин слову «коммуникация». В «общении» есть отсылка к духовным процессам, выработке новых смыслов, а не просто переливанию информации из одной точки в другую.
Когда возникла счастливая возможность создавать и вести свой сайт, то с удивлением обнаружила, что многое из написанного создателями теории общения подтверждается при взаимодействии людей в интернет, притом в еще более наглядном, концентрированном виде.
N: Для меня термин «коммуникации» - привычный и родной. Но соглашусь, в нем есть инструментальный оттенок...
Т. Быстрова: Американский прагматизм как одно из оснований современных теорий коммуникации, конечно, внес свои коррективы.
Н. Демидов: Думаю, дело не в терминах, а в сути процесса. Мой опыт разработки сайтов показывает, что умеренный прагматизм полезен. Это подтверждают два неудачных, многому научивших проекта. В одном случае доминировало стремление к эффектам, устаревшим еще до того, как сайт действительно начал работать. В другом - мы увлеклись стратегическими замыслами, разработав сервисы, для поддержания которых заказчик был не готов. То есть, делая больше, чем требовалось ситуацией, мы приходили к отрицательному результату.
N: И все-таки, есть вещи, которые нужно учитывать на всем протяжении работы?
Н. Демидов: Если кратко то:
- не ставить дизайн во главу угла, он - следствие организации контента сайта;
- быть максимально открытыми и не жалеть давать информацию, которую ищут люди;
- думать о семантическом ядре сайта, потому что это помогает ему при взаимодействии с поисковыми системами.
Т. Быстрова: Я бы продолжила. Любой инструмент коммуникации - имидж, сайт, еvent - должен использоваться максимально осознанно. В Сети многократно возрастает ответственность за выбор выразительных средств, «фишек», стилистики, картинок. Мой основной тезис таков: коммуникатор в интернет оформляет не только саму информацию, но и пути ее достижения пользователем. Востребовано то, что прямо и незавуалированно отвечает на вопрос (интерес) посетителя. Как правило, он не хочет разглядывать посторонние картинки, рекламные блоки, делать лишние клики, двигаться в непонятном направлении и т.п. Если хотите, это можно назвать гуманизмом особого рода - человек соглашается с нами общаться, значит, мы думаем, насколько хорошо ему будет это делать именно с нами.
N: Наверное, это сложно и этому необходимо учиться.
Н. Демидов: Притом на практике, хотя бы при выполнении небольших самостоятельных действий по ведению сайта.
Т. Быстрова: Но «идеологию» интернет-коммуникаций могут поддерживать и другие дисциплины учебной программы, включая культурологию, социологию, философию. Так, социальный аспект сетевой организации состоит в возможности формирования виртуальных сообществ, субкультур. Это группы по интересам, способные в результате совместных усилий активно генерировать новую информацию, притом не обязательно на сленге и не обязательно в блогах...
Н. Демидов: Как раз такая информация обладает необходимой степенью уникальности и естественности, которую любят поисковые системы. Надо только заранее продумать, как структурировать эту информацию. А по ходу дела не бояться усилий по оптимизации структур. Сайт - это процесс, притом двусторонний, интерактивный.
N: Я бы сказала, трехсторонний. Ведь есть еще поисковые системы, и сайту факультета важно быть ими замеченным. Тогда, разыскивая вуз, абитуриент увидит нас на первой страничке google или yandex, а не на двадцатой.
Н. Демидов: Действительно, вопроса поисковых систем, становящихся посредниками между сайтом и потенциальным посетителем, нужно коснуться отдельно. Поисковые системы обладают теми же качественными характеристиками, что и интернет в целом: они обучаемы, гибки, непредвзяты, открыты для обмена информацией. Опыт показывает, что они смотрят на оригинальность и органичность текста, целостность темы сайта, а также качество оформления материала для читателя - верстка, выделение заголовков и значимых слов, подписи под картинками.
N: В свете сказанного получается, что сайт факультета может быть не только «доской объявлений», но и местом обучения, приобретения навыков?
Т. Быстрова: Конечно. Спецпрактикумы, учебные задания студентов легко связать с задачами формирования оригинального контента, интересного не только для студенческой, но и для бизнес-аудитории.
Н. Демидов: Такой подход создает условия для нахождения необходимых форм организации материала. Разработчики не всегда уделяют этому параметру должного внимания, т.к. для них он выглядит очевидным, само собой разумеющимся. Между тем, найти структуру, подходящую для конкретной тематики, отрасли, текста довольно сложно, и этот поиск может продолжаться несколько лет, хотя усилия и результаты почти незаметны неподготовленному глазу. Клишированные формы кочуют с сайта на сайт, обезличивая их и не приводя к успеху. Именно эта часть работы представляет стратегический интерес для тех, кто занимается коммуникациями в интернет, - гибкое адекватное оформление имеющейся и поступающей информации.
N: Думаю, что и студентам очень важна возможность видеть результаты своих усилий, быть объективно оцененными. Кроме того, многое из сказанного точно соответствует образовательным требованиям, сформулированным в стандартах третьего поколения. Инновационное, практически-ориентированное образование тоже требует других форм общения.
Н. Демидов: У нас на факультете уже есть подобный опыт. Это сдача аналитических работ по ряду гуманитарных предметов.
Т. Быстрова: Прежде чем рассказать о нем, хотела бы оговориться: иногда масштаб задания не важен. Важна серьезность подхода. Выполняя даже, казалось бы, небольшую работу, студент понимает ее значение для целого. Это связано с сетевым характером информации. Например, можно сделать заданием поиск сайтов, на которые можно делать ссылки. Ведь они выполняют роль своеобразных «узелков», поскольку позволяют не дублировать информацию, а связывать ее между собой. Потенциально «узелком» может стать любое слово, любая информация. Организуя ссылку, мы включаем себя во все новые контексты, умножаем возможные заходы.
N: А как же гуманитарные предметы?
Т. Быстрова: Как это часто бывает, идея пришла по причине лени и любви. С одной стороны, надоело носить в сумке рефераты, зная, как мало в них нового. С другой стороны, обучая тысячу студентов в год, я все равно стараюсь говорить с каждым из них. Интернет стал полем этого общения.
По ходу дела пришло понимание еще одного важного момента - информация в Сети может работать долгосрочно. Иначе говоря, не стоит год за годом заставлять людей осваивать одно и то же, можно аккумулировать их усилия.
Так родились аналитические работы по имиджелогии и философии дизайна, когда студент заполняет подготовленную и снабженную комментариями форму, обеспечивающую выполнение всех необходимых по стандартам требований. Например, в обычном реферате почти невозможно заставить студента писать список литературы или цель работы. А в нашем случае пункты, отмеченные красной точкой, «обязательны к заполнению». Без них работа просто не будет принята.
Н. Демидов: К содержанию особенно интересных работ можно отсылать, создавая тематические блоки или топ-десятки лучших...
Т. Быстрова: А также превратить в гиперссылки весь список вопросов к экзамену.
N: Но ведь это требует от преподавателя дополнительных усилий. Не каждый согласится.
Т. Быстрова: Косность современной образовательной ситуации может пробить даже не энтузиазм, а лишь естественная заинтересованность в профессиональной самореализации - «Хочу быть профессионалом!»
N: Чтобы не идти в одиночку, надо растить кадры, способные становиться коллегами и партнерами. Думаю, что, помимо дисциплин учебного курса, мы можем предложить в следующем учебном году краткосрочные курсы по интернет-коммуникациям, ведь аналитики отмечают, что в условиях кризиса все больше людей предпочитают эту форму общения с любыми субъектами.
Т. Быстрова: У нас есть для этого все необходимое - от желания до программ.
Н. Демидов: Подгоняет не только время. Инструменты и сервисы Сети прогрессируют очень быстро. Нужно успевать осваивать их возможности.
Вопросы Н. Демидову можно задать здесь
21.02.2009
но не вещь.
Иосиф Бродский