taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Т. Быстрова "Архитектурный ландшафт Екатеринбурга". Интервью Наталье Стороженко, июль 2009

Н.Стороженко: Татьяна Юрьевна, пространство города Екатеринбурга постоянно заполняется разностилевыми строениями. С одной стороны образ города как-то размывается, с другой - эклектика прочно вошла  в нашу жизнь. Можно ли говорить, что смешение стилей  - норма или все-таки такое состояние городской среды - это своеобразный переходный этап?

Т.Б.: Однозначного мнения у теоретиков и практиков по этому поводу нет. Радикальные позиции, которые приходилось слышать из уст екатеринбургских теоретиков, оправдывают эклектику. Одни говорят о невозможности финансирования больших ансамблевых проектов (экономический детерминизм), другие о том, что «время само все исправит» (фатализм в архитектуре?). Я с этим не соглашусь. Меняются стилевые закономерности, приоритет отдается пространству отдельного города, его духу, его «гениям места» - т.е. в современных условиях уместнее говорить о «стиле Вены» или «стиле Новосибирска», чем о традиционных модерне, классике или барокко. Город - это процесс и организм, его стиль текуч, живет и развивается.

Н. Стороженко: Татьяна Юрьевна, в 2010 году около станции метро «Динамо» будет построен спорт-бар в виде футбольного мяча. По данным маркетингового исследования рекламного агентства «Стратегия роста», целевая аудитория находит данный архитектурный объект оригинальным, привлекающим внимание. Однако сразу же встает вопрос об органичном включении новых объектов в пространство города. Вообще, существуют ли принцип, по которому новые объекты становятся частью города?

Т.Б.: У меня другие данные по поводу этой территории. И - мне не кажется, что оценку архитектуры могут проводить те, кто назван вами «целевой аудиторией». Маркетинговый подход несовместим с эстетическим. А если аудитория потребует китча?.. Что до органичного включения, то фактически вы уже ответили на поставленный вопрос: включение должно строиться на законах устройства живого мира.

Н. Стороженко: Исландия славится ярким цветовым решением городской архитектуры. В наших северных и порою тусклых городских условиях подобный проект был бы тоже уместен. Насколько реально это предположение?

Т.Б.: Дом Севастьянова в своем новом обличье вызвал нарекания горожан именно яркостью цветового решения, хотя А. В. Долгов лишь восстановил первоначальный цвет фасада, выявленный в ходе предпроектного анализа. Дома России и, в частности, Урала никогда не были тусклыми, поэтому бояться яркости не стоит. Только не синие и розовые стекла, как в Тюмени. Не цветовая компенсация средствами наружной рекламы, как в Екатеринбурге. Не «лоскутное одеяло» разнородных цветовых фрагментов, а универсальная концептуальная разработка, охватывающая определенные зоны города, учитывающая исторические традиции и современное «наполнение».

Н. Стороженко: Реклама и городская среда уже неотделимы друг от друга. В Санкт-Петербурге, например, реклама вынесена за пределы центральной части города. Как Вы считаете, с рекламой нужно все-таки бороться и поступать подобным радикальным способом или отнестись к ней как к культурному явлению? Как тогда реклама впишется в архитектурный контекст города?

Т.Б.: «Бороться» не стоит ни с чем и ни с кем, ведь культура - это все, что создается человеком. Но эстетические и тематические ограничения я бы все-таки не отвергала. Сейчас мы разрабатываем дипломный проект с одной из студенток Института урбанистики УралГАХА, в котором пытаемся сделать наружную рекламу естественным, нечужеродным элементом городской среды, в т.ч. за счет усиления экологического и социально-ориентированного компонентов. Иначе говоря: что красуется на щитах вдоль автомагистралей, ведущих в город, вовсе не обязательно должно дублироваться в исторических кварталах. Это должны понимать не только градостроители или архитекторы, но и специалисты по рекламе. И учитывать в своих разработках.

Н. Стороженко: Можно ли сегодня выделить тенденции формирования архитектурного ландшафта Екатеринбурга?

Т.Б.: Интернационализация и закономерное обезличивание города. Утрата идентичности. Ощущение вторичности многих проектов. Невнимание к наследию, от классицизма до конструктивизма. Приоритет экономических и инженерных показателей над стилевыми. Тупое следование технологиям (стекло, например). Город переживается как чужой. Этот ландшафт нам предстоит осваивать заново...

Беседовала Наталья Стороженко, выпускница факультета связей с общественностью и рекламы 2009, фрилансер. natavslia@gmail.com

 

Дипломная работа Н. Стороженко здесь...

 





...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский