Еремеев А.Ф. Фрагмент "Лекций по марксистско-ленинской эстетике" В 4 ч. Ч.4. Свердловск: изд-во УрГУ, 1975.
2. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ СУБСТРАТ
Обычные эмпирические наблюдения (мы не будем пока их классифицировать) показывают, что, во-первых, эстетическое неоднородно: существуют эстетические отношения, чувства, взгляды, свойства и т. п.' Естественно встает вопрос, что же является основой для всех этих различных вариантов эстетического, что у них между собой общего и не приведет ли их различие к утрате единой качественной специфики.
Во-вторых, эстетическое входит в различные сферы социальной жизни. Так, эстетические взгляды, представления принадлежат общественному сознанию, а, скажем, эстетика труда - системе материального производства. Это ставит проблему материального или идеального статуса эстетического, проблему, как мы увидим, далеко еще не решенную и до сей поры.
Наконец, в-третьих, эстетическое, по мнению одних, представляет собой отношение человека к миру, а по мнению других,- объективное реальное свойство. Что же (или кто же) в' таком случае является носителем эстетического?
Отмеченные наблюдения выдвигают проблему эстетического субстрата - носителя эстетического, так сказать, его качествообра-зующего начала, «первоклеточки», т. е. той. крайней грани, с которой начинается его специфика, его особая природа. Эти же наблюдения выдвигают проблему эстетического субстрата как основы всех возникающих модификаций, как начала, «удерживающего» эстетическое (при всем бесконечно возможном его «разлете» и разнообразии) в рамках целого. Очевидно, к решению этих проблем целесообразно приступить с определения природы эстетического субстрата.
Такой вопрос обычно специально не ставится, хотя в том или ином варианте исследователи его касались. Однако важность этого вопроса требует специального его рассмотрения, и мы, естествен-
' Здесь мы пока не выходим за пределы сложившейся в эстетике терминологии. ^.
20
но не претендуя на окончательное решение проблемы, видим свою задачу в ее постановке и посильном анализе отдельных ее частей, порой поневоле гипотетическом. Отметим сразу, что понимание субстрата эстетического целиком зависело от сути той или иной? концепции. Так, для объективных идеалистов носителем эстетического (оно модифицировано в красоте) выступает бог, дух. «Дух радуется прекрасному, ибо в прекрасном он вновь находит себя:
он узнает себя и соприкасается со своим собственным светом»2- вот типичное высказывание такого рода. Для субъективного идеа- . лизма характерно сведение эстетического к первичному, не обусловленному объективной реальностью чувству, перцепции, наслаждению, ощущению и т. п. Д. Дьюи, например,, прямо пишет:
«Эстетическое... относится к опыту как оцениванию, восприятию и наслаждению» 3. Еще более разительно признание Д. Сантаяны:
«Красота-это наслаждение, рассматриваемое как качество вещи»4.
Для материалистов носитель эстетического находится в сфере материального мира. Однако понимается он весьма различно. Возьмем для образца' современные интерпретации.
Одни считают, что носителем эстетического (возьмем излагаемые ниже концепции под таким углом зрения) является свойство. Возникают принципиальные расхождения относительно того, природное это свойство5, общественное6 или природно-обществен-ное7, но именно оно выступает в качестве «первоклеточки» эстетического. Существует диаметрально противоположное только что приведенному мнение, согласно которому, употребление термина «эстетическое свойство действительности» является ошибочным, его введение лишено научного основания и способствует лишь запутыванию проблемы8.
Впрочем, эту довольно здравую мысль на Западе не преминули повернуть в идеалистическое русло. В статье «Русская эстетика сегодня и ее историческая подоплека» Макс Ризер хвалит Л. Когана за то, что тот «снова сказал, будто эстетические качества реальности есть мистификация»9. Это понадобилось для /того, чтобы вообще отказать эстетическому в реальности и объективности. Разумеется, советский автор реальности эстетического не
2 Жак Маритен. Красота и подражание.- В кн.: Современная книга по эстетике. Антология. М., ИЛ, 1957, стр. 87.
3 J. Dewey. Art as Experience. N.Y., 1963, p. .47. >.
4 Современная книга по эстетике; стр. 264.
5 См. напр.: В. С. Корниенко. О сущности эстетического познания;
И. Зотов. Природа прекрасного. М., «Просвещение», 1965.
6 См. напр.: Л. Н. С т о л о в и ч. Об эстетических свойствах действительности.-«Вопросы философии», 1956, № 4; Ю. Б. Б о р е в. Основные эстетические категории. М., «Высшая школа», 1960.
7 А. 3»и с ь. Искусство и эстетика- М., «Искусство», 1967, стр. 194 и др.
8 Л. Н. Коган. Присущи ли действительности эстетические свойства.- «Философские науки», 1959, № 4.
9 The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 1963, Vol. XXII, № 1, p. 52.
21
отрицает, он просто проводит мысль, что носителем эстетической качественной специфики не является свойство вещи. И подобное мнение вполне согласуется с дальнейшими теоретическими разработками наших эстетиков. Постепенно они все больше стали склоняться к тому, что носителем эстетического является отношение10. Однако и сейчас еще довольно распространены случаи, когда носитель эстетического строго не выделяется, им провозглашается и свойство, и отношение. Так, например, в своей новой работе Л. Н. Столович, трактуя эстетическое как ценность, видит ее субстратное выражение то в свойстве, то в отношении н. Термин «эстетическое отношение», наряду с термином «эстетическое свойство», употребляет М. С. Каган 12 и др. Невольно возникает вопрос: является ли данная точка зрения результатом определенной теоретической непоследовательности ее авторов или в самом деле эстетическое имеет не один, а несколько субстратов? 13
Для начала рассмотрим довольно простой пример. Представьте себе, что нам предложили на выбор три костюма, каждый из которых отличается от другого покроем, качеством пошива, отделки и т. п. Мы явно отдали предпочтение по "эстетическим признакам одному из них14, назвав его красивым в силу целого ряда присущих ему особенностей. Общий теоретический вывод из сказанного будет однозначен: разные, эстетические «свойства» костюмов привели к тому, что те произвели на нас разное впечатление и получили разные оценки. Стало быть, эстетическое - свойство. Но не будем спешить с выводами. Возьмем случай, когда костюмы практически не использовались в течение какого-то времени и сохранили в неприкосновенности все свои качественные достоинства и изъяны, но сменилась мода (т. е. и мы сами) и красивый костюм «вдруг» превратился в «некрасивый» по отношению к новой ситуации социального спроса. Тут уж невольно возникает мысль, что эстетическое-отношение, так как смена соотносимой величины, с которой данный предмет взаимодействует, приводит к качественному обновлению эстетического. Придя к такому итогу, не пора ли признать, что эстетическое не имеет какого-то определенного субстрата?
Нет, не пора. Дело в том, что мы разбирали этот пример, не
10 См. напр.: Ф. Д. Кондратенко. Эстетическое как отношение.- В сб.: Эстетическое.
" Л. Н. Столович. Природа эстетической ценности. М., Политиздат, 1972.
12 М. С. К а г а н. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.
13 Мы специально не рассматривали здесь третью точку зрения, согласно которой эстетическое есть ценность. Дело в том, что одними ценность понимается как свойство (В. П. Тугаринов), другими-как отношение (такой взгляд мы отстаивали в первом выпуске «Лекций»). А стало быть, эта позиция поглощается той или другой только что рассмотренными нами концепциями: носителем эстета--ч&ского выступает ценность-свойство или ценность-отношение.
14 Мы отдаем себе отчет в том, что пока не выходим за рамки бессодержательного применения термина «эстетическое» к конкретной ситуации, которое критиковали в I главе.
22 •
выходя за пределы эмпирического сознания, и здесь незаметно произошли две характерные подмены анализируемых сущностей:
смысловая и историческая. Основа данной подмены состоит в забвении важнейшего правила: природа эстетического не проявляется в единичном, конечном, изолированно взятом акте его реализации, адекватное раскрытие эстетического возможно лишь при учете более широкого социального (социально-природного) контекста. Это имеет прямую связь с особенностями эстетического субстрата. Сделаем соответствующие пояснения.
Известно, что философские категории «свойство» и «отношение» являются соотносительными, причем, как уже отмечалось в литературе 15, их взаимодействие осуществляется иначе, чем у парных категорий, так как они имеют смысл только в «тройственном .союзе» с категорией «вещь». Их взаимоопределение возможно лишь друг через друга, что не только формирует их особенности самих по себе, но и закладывает обнову для взаимоперехода: свойство в определенном, -смысле ,отн6шеТше, отношение в определенном смысле свойство и т. п.16 Однако эти взаимопереходы не абсолютны, они не ^приводят к «поглощению» одной категории другой; эти категории имеют свои грани, хотя (и это с сожалением надо признать) пока еще довольно бегло очерченные наукой.
Вещь является частичкой материи, обладающей пространственно-временными и другими, присущими материи, признаками. Вещь обладает качественной определенностью, раскрывающей ее специфику и отделяющей, отграничивающей ее от других вещей. Качество вещи складывается из свойств. Причем, по отношению к вещам выделяют17 две группы свойств: первая-те свойства, которые являются границей данной вещи, и исчезновение этих свойств приводит к превращению данной вещи в другую вещь. Это существенное свойство, равное качеству вещи; вторая - просто свойства; они не являются границами данной вещи и их утрата не приводит к превращению одной вещи в другую. Вместе с тем, свойства образуют вещь разными способами в зависимости от отношений. Отношения же образуют вещь из различных свойств, и изменение отношений приводит к тому, что меняется качественная определенность вещи.
Таковы главные признакообразующие особенности рассматриваемых нами категорий, выявившиеся через их взаимоотношение друг с другом. Причем, очевидно, что обнаружившаяся здесь схема зависимости «вещи», «свойства», «отношения» характерна не только для материальных, но и для идеальных 'объектов, разумеется в той мере, в какой они повторяют «логику» реальности.
На первый взгляд, эти общефилософские рассуждения не применимы к нашему частному случаю: «вещь», «свойство», «отноше-
15 А. И. У е м о в. Вещи, свойства и отношения. М., АН СССР, 1963, стр. 52.
16 Систему этих взаимопереходов и их пределы мы рассмотрим особо.
17 А. И. У е м о в. Вещи, свойства и отношения, стр. 39.
23
ние» в обычном понимании, кажется, не имеют никакой связи с эстетическим. Но вернемся к тому же примеру с костюмом. Как вещь его образуют свойства материала, из которого он -сшит I (цвет, рисунок, прочность, соответствие сезону), качества, созданные работой закройщика, швеи и т. п. (мастерство), соответствие определенному стандарту (эталон моды) 18. Имеет ли это все отношение к качеству костюма, которое раскрывается как «красивый»? Весьма проблематично. Приведем для доказательства печальный жизненный случай.
Как-то в один из городских магазинов были завезены импортные костюмы. Элегантный покрой, приятный цвет, модная отделка, искусный пошив, наконец, невысокая цена привлекли к этим костюмам .массовый интерес. Через несколько десятков минут они исчезли с прилавка. А общее резюме «счастливых» покупателей можно было выразить словами: «Какая красивая и такая недорогая вещь». Но скоро очарование прошло: костюмы невероятно мялись и уже при повторном надевании буквально лезли по швам.
Печальная сторона этой истории состояла в том, что на продажу в обычный магазин были доставлены похоронные костюмы. Поскольку на усопшего костюм обычно надевают один раз, куски материи не сшивали, а склеивали, для движений и долгой носки он не предназначается, поэтому он был сделан из мнущейся ткани.
Как мы видим, в данном случае невысокого достоинства свойства, образующие костюм как вещь, ничуть не повлияли на его признак «красивый». «Красивая дрянь», говорят иногда о человеке подчеркивая разительную разницу между его привлекательным внешним видом и низкими моральными качествами. В нашем случае с костюмом столь же противоречивыми оказались его утилитарные и эстетические особенности. Но это лишь -подчеркивает, что свойства, образующие качество вещи, и свойства эстетические (назовем их. пока так) оказываются свойствами, различными по своему характеру, и в конкретной вещи относятся к различным ее слоям (уровням), а потому сами являются свойствами различного уровня. Иначе говоря, свойства вещи как «частички» материи и ее эстетические свойства могут и не находиться в прямой зависимости друг от друга, и даже-как в нашем случае-находиться в противоречии.
Отчего это зависит? И здесь нам придется напомнить некоторые выводы, уже сделанные в первой части «Лекций...». Там говорилось; что утилитарные качества предметов и явлений предшествуют эстетическим, что свойства предмета для образования эстетического качества берутся не сами по себе в своей имманентной объективной данности, а через значение для социальной груп-
18 Парадокс состоит в том, что отход (даже демонстративный) от стандарта, например у американских хиппи, порождает другой, но тоже стандарт, так что отмеченная закономерность все равно действует.
24
пы. Само же значение есть уже не свойство, а отношение, в котором раскрывается сопоставление (согласованность или противоположность) свойств различных предметов и явлений. Таким образом (сделаем пока предварительный вывод), эстетическое не оказывается просто синтезом, обобщением утилитарных свойств объекта самих по себе, а всегда является синтезом свойств, взятых/ в отношении значения к другому объекту (обществу, классу) 19. bqt здесь и обнаруживается роль социального (социально-природного) контекста, о которой мы говорили выше. Чтобы понять эту роль, надо показать, из каких элементов складывается эстетическое «свойство» и каково его соотношение со свойствами, приведшими к возникновению данной вещи. Для доказательства возьмем все тот же пример с костюмом. Посмотрим, какие же компоненты участвовали в образовании такого его «свойства», как «красивый».
Уже этот, пока еще самый общий, подход к проблеме заставляет нас сделать вывод, что однозначного ответа на поставленный вопрос получить нельзя: красота костюма, в зависимости от ситуации потребления, оказалась неодинаковой, т. е. она сама из свойства «превратилась» в отношение. И в то же время для образования качества «красота костюма» определенную роль играли и объективные особенности этого костюма., Какие же признаки образуют эстетическое «свойство», в данном случае - красоту? Мы уже почти все сказали об этом, необходима лишь определенная субординация признаков.
Итак, первый ряд-объективные свойства костюма (материал, покрой, размер и т. д.). Эти свойства трансформируются и синтезируются в универсальное утилитарное свойство (полезность). Выход за узкие рамки материального потребления вещи и придание ей широкого общественного значения (пока не станем разбирать, какого именно) приводит к,переходу от утилитарного «свойства» к эстетическому. В целом же в указанном ряду происходит образование эстетического «свойства» вещи из имманентно ей присущих объективных материальных свойств.
Второй ряд-ситуация потребления, реализации вещи, в каких-то ее проявлениях, причем здесь возможны такие вариагугы:
подлинно осуществляемая или потенциально возможная ситуация. В данном случае объективные свойства вещи выступают в значении к некоему потребителю и приобретают для него характер эстетического «свойства» в той мере, в какой они соответствуют или не соответствуют его эстетической потребности (не обязательно осознаваемой).
Эстетические «свойства» первого и второго рядов не обязательно противоречат друг другу, они могут даже быть по конечному выражению практически тождественными, если потребности разбираемого нами лица (группы) соответствуют объективным
« 4
19 Пока взаимодействие сторон эстетического отношения мы не рассматриваем, так как предварительно надо выяснить особенности эстетического субстрата.
25
16.08.2008
но не вещь.
Иосиф Бродский