taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  

financemotion.ru

Место Я-концепции в структуре персонального имиджа

 

Реферат Евгении Нарсеевой, группа 402.

Место Я-концепции в структуре персонального имиджа

ВВЕДЕНИЕ

В курсе имиджелогии мы познакомились с понятием «Я-концепции», входившим в контекст первой функции имиджа - самопрезентации. Искусство подавать себя для многих является тайной, постичь которую некоторым помогают природные способности, интуиция. Однако наш специальность - связи с общественностью. По словам одного из родоначальников этой специфической коммуникации с целевой аудиторией - Айвера Ли, в PR 25 % теории, 65 % (!) практики и лишь 10 % интуиции. Именно поэтому хочется начать с теоретической базы, ведь, как известно, «Я-концепция» формируется в определенном психологическом возрасте, являясь результатом саморефлексии.

На наш взгляд, большинство из записывавших лекцию по этой теме заинтересовались каким-либо аспектом: либо особенностями становления «Я-концепции», либо возможностью проанализировать личность (себя, например) по вопросам В.М. Шепеля... Поэтому интересно рассмотреть восприятие и оценку Я, а также изменение Я с учетом внутренних характеристик личности.

Чтобы достичь гармонии с окружающим миром, нужно достичь гармонии с собой, со своим Я. Ведь еще Шекспир сказал: «Всего превыше  - верен будь себе. Тогда как вслед за днем приходит ночь, ты и другим вовеки не изменишь». Секрет эффективной коммуникации с внешним миром зиждется на четком представлении о личностных качествах, целях, моделях поведения. Существенным фактором внутренней согласованности личности является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он так или иначе руководствуется самовосприятием.

Сегодня многие люди стремятся быть известными, потому что известность соотносится с такими понятиями как успех, благосостояние, богатство. Известность воспринимается как способ проявить себя и заработать. Кроме того, стремление к обретению известности и славы в разной степени заложено в каждом человеке.

Стать известным сейчас действительно несложно. Просто надо знать несколько методик самопрезентации, основы формирования имиджа и привлечения внимания аудитории. В тоже время никто не задумывается о возможных последствиях: о влиянии на психику человека новых качеств и ролей. Никто не задумывается о возможном пересмотре своих взглядов или переоценке ценностей. Люди живут только сегодняшним днем. Поэтому нам интересно разобраться в этом вопросе. Интересно понять, к чему все-таки может привести эта современная тенденция.

 


«Я-КОНЦЕПЦИЯ»

Лишь небольшая часть людей на планете будет ут­верждать, что знает себя в совершенстве. Порой чувства и мысли людей настолько запутаны, что не удается развязать узелки сознания (а подсознания и тем более) самостоятельно. И даже когда человек знает, что чувствует в данный момент, далеко не всегда ему ясно, почему это именно так. Другими словами, не все в индивидуальном мире Я поддается определению и объяснению.

Бывают случаи, когда невозможно понять, что именно человек чувствует и почему поступает так или иначе. В по­исках разгадки человек оглядывается вокруг и обра­щается к социальному окружению.

Взгляд человека на самого себя сформирован миром вокруг. Он узнает много нового о себе, когда наблюдает за тем, как люди ведут себя с ни­м, и как он ведет себя с другими. В своих оценках люди опираются на опыт, взгляды и ценности, которые черпают из социально-культурного поля.

Для того, чтобы разобраться в себе, услышать себя, мы обратимся к Я - концепции. Я-концепция - целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т.д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе[1].

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, три роли: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма

Каждый индивид волен избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оценивать успешность своих действий. Выбор, предоставляемый жизнью, велик, а дальше все зависит от позиции самого человека. Однако, выбирая ориентиры и критерии оценки своих действий, мы в чем-то все же ограниченны, поскольку не можем игнорировать реальные факты. Кроме того, критерии самооценки нередко избираются до того, как появляется возможность испытать их по-настоящему. Часто лишь по прошествии времени выясняется, что у человека нет качеств, необходимых для успешного осуществления его устремлений.

Еще одна функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. Когда в автобусе молодой человек уступает место женщине, она может увидеть в этом поступке проявление доброты и хорошего воспитания, может заподозрить обидный намек на свой возраст, а может воспринять это как попытку флирта. Каждая из этих интерпретаций теснейшим образом связана с ее Я-концепцией.


Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК СОВОКУПНОСТЬ УСТАНОВОК НА «СЕБЯ»

Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

  • 1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки);
  • 2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая);
  • 3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

  • 1. Образ Я - представление индивида о самом себе.
  • 2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
  • 3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть то конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений, вклад которых в Я-концепцию мы рассмотрим в дальнейшем. А сейчас сосредоточимся на трех основных составляющих Я-концепции.


 ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ

Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие - началом старения. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Например, чрезмерная полнота повсеместно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя, может быть, они вовсе не являются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению своей неполноценности. Ибо человеку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного Я на свою личность в целом.

Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать серьезные затруднения. Задумавшись над любой из характеристик вашего самоописаниям вы, скорее всего, в каждой из них сможете обнаружить хотя бы легкий оценочный оттенок, существующий иногда лишь на периферии сознания. В самом деле, мужчина вы или женщина, сопутствует вам успех или вас преследуют неудачи, спортсмен вы или болельщик, обладаете высоким или низким ростом - все эти характеристики, как и множество других, содержат в себе скрытый оценочный смысл, источником которого является ваша субъективная интерпретация реакций других людей на эти качества, а также то обстоятельство, что вы воспринимаете их как на фоне объективно существующих стандартов, так и через призму общекультурных, групповых или индивидуальных ценностных представлений, усвоенных вами в течении жизни. Аффективная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

Возьмите любые из ваших собственных характеристик. Воздействует ли обладание этими качествами на ваше поведение в свете значимых для вас социальных, групповых или индивидуальных ценностей? Конечно, воздействует.

Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.


САМООЦЕНКА

Самооценка является второй неоспоримой частью Я - концепции. Так, С. Куперсмит называет самооценкой «отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости». Говоря другими словами, самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижении, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культура но заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Данные конкретных исследований убеждают нас в том, что мотивационные и установочные структуры являются для человеческого Я поистине вездесущими. Поэтому мы можем с уверенностью фиксировать в Я-концепции не только ее когнитивную составляющую, но и эмоционально-оценочную и потенциальную поведенческую. Самые разнообразные источники дают нам основания для этого вывода. Итак, в пашей книге мы будем рассматривать Я-концепцию как динамическую совокупность свойственных каждой личности установок, направленных на саму личность[2].

Как следует из такого определения, позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.


ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

Всякая установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Человек, уставший от повседневных дел, может взять отпуск, сменить работу, уехать в другой город или каким- то иным способом изменить ситуацию. Но может ли он убежать от самого себя?

Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я-концепцию можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя.

Я-концепция является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида. В области теоретической психологии первые работы, содержащие представления о Я-концепции, принадлежат Джемсу, Кули и Миду.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все знают, что себя нужно принимать, любить и уважать. Но только по-настоящему принимать, уважать и любить себя получается не у всех. Многие люди  в той или иной мере недовольны собой, отдельными своими качествами или результатами собственной деятельности.

Наша самооценка формируется, прежде всего, под влиянием тех оценок, которые нам дают другие люди, то есть мы склонны оценивать себя «глазами окружающих». Особенно это характерно для детей. Совсем маленькие дети вообще не способны анализировать собственную деятельность, их самооценка полностью зависит от того, как их оценивают взрослые.

Кроме того, на протяжении всей жизни мы регулярно сравниваем образ своего «реального Я» (то, какими мы являемся на самом деле) с образом «идеального Я» (то, какими мы хотим себя видеть). И если наше «реальное Я» сильно уступает идеальному, наша самооценка занижается. При этом мы не задумываемся о том, что образ нашего «идеального Я» может быть чересчур «идеальным», или нашего «реального Я» недостаточно «реальным», и в результате постоянно пребываем в состоянии недовольства собой.

Когда наша самооценка необоснованно занижена, мы не ждем успехов от собственной деятельности, мы скорее пытаемся избежать неудач. И даже если вдруг нам удастся достичь положительного результата, все заслуги мы приписываем внешним факторам (легкости выполняемой задачи, везению и т. д.). А недовольство собой только усугубляется. Получается замкнутый круг: мы не можем достичь успеха потому, что недовольны собой, а недовольны собой мы потому, что нам никогда не удается достичь успеха.

Каждый человек осознает себя как личность, включенную в общественные отношения разного характера. Он стремится учесть оценку окружающих, их эмоциональный, субъективный подход к себе, мотивационно-смысловую структуру своей деятельности в отношении других. Происходит стремление определенным образом преподать свои внешние признаки, соотнести их с личностными и социальными характеристиками, интерпретацией своих поступков.

Работая над своим имиджем, человек проходит программу самосовершенствования, меняя некоторые привычки, пополняет знания, развивает способности, учится видеть себя со стороны и чувствовать высокую меру ответственности за свои поступки.

Работа с имиджем - одна из трудностей в процессе достижения индивидом внутренней гармонии. Поэтому следует разбираться в себе, и строить имидж на основании существующих качеств. Чтобы быть естественным, и идти по пути достижения внутренней согласованности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  • 1. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / М.: 1986 г.
  • 2. Никольская И.Ю. Имидж: теоретические подходы к осмыслению. Учебное пособие / Ярославль: 1998 г.
  • 3. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие / М.: 2002 г.
  • 4. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / М., 1997 г.

 



[1] Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и  воспитание - 27 с.

[2] 3.          Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие - 79 с.





...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский