Современный дизайн: тенденции глобализации
Т.Ю. Быстрова
Определение границ современного дизайна оказывается чрезвычайно сложным делом, в первую очередь, для участников процесса. За последние десять лет, особенно в России, термин «дизайн» примелькался настолько, что утратил почти всякую содержательность. С другой стороны, дизайна, бесспорно, стало много, временами даже слишком много, и этот вид деятельности тяготеет к развитию, распространению, моде на него. Тем необычнее звучат разговоры о «конце дизайна», «no-design»`е (Ф.Старк) и т.п. Попытаемся понять суть происходящего.
Долгое время в нашей стране дизайн трактовался как проективная или художественно-конструкторская деятельность, часто без проговаривания цели, а также - без учета методов, технологий и обстоятельств реализации проектного замысла. С переходом дизайнеров к компьютерному проектированию и моделированию любые операции, от механических до творческих, продолжают обозначаться одинаково. При этом дизайн жестко дифференцирован: разница уровней «haute couture» и «pret-a-porte», эксклюзивного и демократичного, авторского и типового определяется, как ни странно, степенью свободы волеизъявления творца, независимости процесса создания «формы ради формы» от экономических, конъюнктурных, рыночных обстоятельств - иначе говоря, степенью невнимания к реальным потребностям конкретного человека (см. пример) . Позволить себе остановиться на стадии проекта может далеко не каждый. Создатели идей и создатели форм стоят на разных полюсах дизайна.
Делать вещи, нужные людям и востребованные ими, замечательно. Но и этот процесс чреват потерями. Чем шире аудитория предполагаемых потребителей, тем более усредненной и менее самобытной становится форма, тем более безликой - вещь. Чем больше дизайнер думает о путях реализации замысла, тем больше дают о себе знать технологические сложности, учет которых тоже приводит к упрощению первоначального образа. Между тем, если исходить из идеи К. Маркса о продуктах культуры как результате опредмечивания сущностных сил человека, необходимо признать соответствие качества предметного мира уровню развития этого человека, не только техническому, но и духовному. Бесспорно общее движение историко-культурного процесса ко все большему значению индивидуального начала, росту самосознания, подчеркиванию неповторимости каждого человека. В городской культуре (где чаще раздается слово «дизайн») оно обостряется некоторыми качествами урбанистической среды обитания - анонимностью, стандартностью жизни и т.д. Свидетельствовать о неповторимости или компенсировать ее недостаток выбранная «демократичная» вещь сможет лишь в редких случаях, чаще она будет усиливать стандартизированность. Где выход, в создании единичных систем из унифицированных элементов? - Этим чаще всего занимается сегодня среднестатистический российский дизайнер, но путь иллюзорен и конечен, поскольку приводит к неизбежному появлению алгоритмов, снижающих уровень креативности; дизайн же всегда претендовал на самообозначение в качестве вида творческой деятельности, в чем-то близкой искусству. Во все более индивидуальной работе с заказчиком? - Это означает возврат к ремесленному способу изготовления, отказ от основополагающих идей дизайна как механизма-посредника между конвейером и человеком.
Человек, пусть даже городской, существует в разных этнокультурных, экономических, климатических условиях, наследует разные традиции, влияющие на образ жизни, манеру держать себя, поведение. Если дизайнер ставит перед собой задачу, превосходящую обеспечение сбалансированной работы рыночных механизмов, а именно - гармонизацию предметного мира, то начало и весь процесс его деятельности оказываются теснейшим образом связанными с конкретными людьми и конкретными обстоятельствами. Тогда развитие, расширение, глобализация дизайна в количественном отношении неизбежны: дизайн может коснуться всех и каждого. Но тотальность не может обернуться нивелировкой форм, как это часто происходит сегодня. Все названные трудности роста обусловлены синтетическим характером дизайна. Они могут и должны быть сняты прежде всего преодолением односторонности в подходе к дизайну, достижению гармоничного взаимодействия и отчетливого проявления всех его элементов и сторон в качестве предметной деятельности по созданию эстетически-выразительных целесообразных форм. Достижение такого уровня, в свою очередь, уведет как от одномерности, так и от рыхлости решений, повлечет за собой рост цельности и «правильности» дизайна, скажется на профессионализме и многообразии.
05.07.2002
но не вещь.
Иосиф Бродский