Глава 1. Скульптура в учении Платона об искусстве. 4
Глава 2. Скульптура Древней Греции. 8
Платон - представитель последней ступени античной классики. В это время классический полис погибал, и вместо него приходило время обширных военно-монархических организаций, которые и осуществились, сначала в связи с македонскими завоеваниями, а потом в связи с возникновением Римской республики и мировой империи Рима. Греческие полисы превращались теперь в захолустную провинцию, и никакие попытки оживить этот старый полис не приводили к осязательным результатам. Полис оказался теперь только мечтой, только утопией, а его восстановление было возможно не в виде фактическом и реально историческом, но только в виде лишь идейного восстановления, лишь в виде реставрационной идеологии. Представителями такой реставрационной эстетики и явился Платон. Смысл содержания его эстетики называется просто космологической или антропологической, но уже объективно-идеалистической, или эйдологической. Такого рода эстетику ввиду ее резко выраженного, систематического характера уже необходимо называть зрелой, или высокой классикой. У Платона основным предметом эстетики является космос не в прямом и непосредственном виде, но в виде осуществления вечных идей; а те общие идеи, к которым стремился Сократ в своей борьбе против софистов, рассматриваются у Платона не просто как общие идеи сами по себе, но как обобщенно-космологические, то есть как вечные идеи в своем вечном существовании. Они теперь стали порождающими моделями для самого космоса, а космос стал трактоваться как результат этого порождения. Такую зрелую, или высокую ступень античной классики называют по ее содержанию спекулятивной, или эйдологической, а по ее основному методу - объективно-идеалистической. На этом закончилась вся античная классика, основанная на космологии, то непосредственно и наивно данной, то спекулятивно обоснованной.
Термин «изобразительное искусство» отсутствует и у Платона и во всей античной эстетике. Можно сказать, что и для современной эстетики он тоже никак не может считаться удачным потому, что указывает на какой-то «образ», в то время как этот последний характерен вообще для всякого искусства. Имеется в виду только пространственный образ, поскольку живопись, скульптура и архитектура отличаются именно таким пониманием образа. Поэтому вернее было бы изобразительные искусства именовать «пространственными искусствами».
ТЕМА: Скульптура Древней Греции в свете учения Платона об искусстве.
ЦЕЛЬ: выявить у Платона особенности представления о скульптуре.
ЗАДАЧИ: 1) рассмотреть место скульптуры в учении Платона об искусстве
2) рассмотреть особенности скульптуры, а также творчество некоторых знаменитых ваятелей Древней Греции
Данная тема выбрана с заинтересованностью автора к искусству (в данном случае скульптура) Древней Греции, к отношению античных философов (в данном случае Платон) к этому виду искусству, взаимоотношения философии и искусства.
Скульптура является для Платона исходной интуицией при конструировании у него самых ответственных философских теорий.
Платона очень интересует это искусство. Но скульпторов называет мало и редко. Великих ваятелей того времени - Фидия и Поликлета, упоминает для других целей. Совершенно случайно упоминается о Фидии в связи с его двенадцатиметровой статуей Афиной Девы Парфеноне, содержавшей части из золота и слоновой кости. Упоминаются изваяния дев (нимф) в святилище нимф и Ахелоя. При обсуждении вопроса о различии знания и правильного мнения, когда знание трактуется как нечто устойчивое, а мнение как нечто подвижное и ускользающее, Платон вспоминает подвижные статуи Дедала, которые приводились в движение при помощи внутреннего механизма. Скульптуру Платон противопоставляет красноречию как мусическому искусству слова. При изображении своего пещерного символа говорит, что в нашей человеческой телесной пещере появляются не самые вещи, но только их изображения, а среди этих вещей - живые существа, статуи и другие предметы. Скульпторы упоминаются среди мастеров
Статуя расценивается у Платона очень высоко. Это доказывают два места из «Федра», где говорится о том, что влюбленные готовы приносить жертвы своим возлюбленным, «как статуе и богу». В результате огненного дара Прометея люди стали более сознательными и стали возводить «жертвенники и кумиры богам». «Образ и статуя» Афины Паллады в Атлантиде являются для Платона доказательством того, что мужчины и женщины должны одинаково участвовать в военном деле. Так как всем миром управляет мировая душа, то видимые нами небесные тела являются у философа либо самими богами, либо статуями богов: «Ведь никогда не найдется более прекрасных и более общих для всего человечества статуй, воздвигнутых в столь-отличных местах, отличающихся чистотой, величавостью и вообще жизненностью, чем небесные тела, которые именно таковы». Не менее важным надо считать употребление скульптурного образа и при изображении Сократа, который снаружи кажется неприглядным силеном или сатиром, а внутри себя содержит «божественные и золотые» «статуи богов». И речи Сократа сперва оказываются умными, потом божественными, заключающими в себе множество статуй добродетели и «простирающимися на многое, особенно же на все то, что должен созерцать человек, желающий быть добрым и честным».
Из подобного рода суждений Платона ясно, что при всем видимом невнимании Платона к теории скульптуры сама эта скульптура, несомненно, обладает для него символическим и даже мифолого-символическим значением.
«Воздвигли также внутри золотые статуи - бога, что, стоя в колеснице, правил шестью крылатыми конями, а сам, по громадности размеров, касался теменем потолка, а вокруг него плывущих на дельфинах сто нереид, - ибо столько именно насчитывали их люди того времени. Было внутри храма и много иных статуй, посвященных богу людьми частными. Около же храма, снаружи, стояли золотые изображения всех вообще лиц».
Скульптура у Платона также считается моделью для всего идеального. Красавец Хармид настолько блистал своей красотой, что за ним шли не только взрослые, но даже и дети: «Все взирали на него как на статую». Лечить человека можно большим количеством всяких лекарств, но тогда необходимо, чтобы и сам человек был очень большим, вроде «дельфийской статуи». Построя государство, необходимо поступать подобно скульпторам, которые разрисовывают свои статуи так, чтобы каждая имела свойственный ей цвет, например глаза черные и пр. Сократ ваяет идеальное государство как скульптор. Построить теорию справедливости и несправедливости - это своего рода «отполировать статую». Настоящий философ, созерцавший вечные идеи, приходя в суд, должен бороться против каких-го теней справедливости, имеющих место на суде, вспоминая виденные им идеальные «статуи справедливости», тенями которых и являются несправедливые дела в судах.
«Сущность» Платон представляет как некое твердое звучащее тело, так что нужно постучать в него, чтобы узнать, каково оно. «Надобно... исследовать эту движущуюся сущность, - говорится в «Теэтете», - постукивая, крепкою ли она отзывается или дребезжащею». Здесь представляется образ исследуемой вещи или сосуда. И этот образ не единственный. В «Филебе» также можно прочитать: «Обстучим же это мужественнее, не дребезжит ли тут что-нибудь, пока не достучимся до чистейшего по природе». Возникшая по воле Отца живая вселенная является «статуей вечных богов», которую он ради большего совершенства дополняет «подвижным образом вечности, то есть временем».
Таким образом, по типу скульптурного изваяния, или статуи, Платон понимает и прекрасного человека, взятого в отдельности, и все идеальное государство, и отдельные добродетели, и весь космос, то есть, прежде всего, небо и самих богов, причем скульптурность заложена уже в том самом сверхмировом первообразе.
Все такого рода скульптурные интуиции Платона заставляют его весьма пристально всматриваться в каждое отдельное скульптурное произведение и находить в нем точное и логически последовательное строение.
Платон в отношении скульптуры требует понимания не только какого-нибудь одного скульптора, а понимания и всех вообще скульпторов, - очевидно потому, что он признает за всеми скульптурными произведениями одну определенную художественную закономерность. Такая же художественная закономерность скульптуры, очевидно, руководила им и тогда, когда он утверждал, что непочтение к богам приведет к дальнейшему дроблению нашего существа наподобие надгробных изображений в профиль, когда, например, распиливается нос или другие черты лица. Скульпторы не должны допускать при создании своих статуй ровно ничего лишнего и не должны растрачивать даром время и труд. Скульптурные произведения при жертвоприношениях должны быть компактными и не слишком сложными, но такими, чтобы мог их изготовить один мастер в один день. Это, однако, вовсе не означает того, что такой должна быть и вообще всякая скульптура. Она должна прогрессировать и развиваться - ваятель Дедал, ввиду своей устарелости, показался бы теперь смешным.
Кроме того, скульптурные изваяния должны производить впечатление совершенно живых существ. Поэтому если в доме еще остаются престарелые родители, которые являются как бы живыми изваяниями богов, то в таком доме присутствие скульптурных изваяний богов вполне излишне. Следовательно, четкая структура и полное подобие живых существ являются, по Платону, необходимым условием художественности скульптурных произведений. Везде тут промелькивает тайная убежденность Платона в том, что не столько сама скульптура без искусства является совершенством, сколько таковым скульптурным совершенством является все живое, от земли до небесных глубин.
Черты высокой греческой классики нетрудно рассмотреть в рассуждениях Платона о скульптуре.
Развитие скульптуры определялось потребностями и эстетическими запросами общества. Как и сама природа Эллады, греческое искусство было красочным и ярким.
Символом греческого города-государства был храм, а не царский дворец. Могущественные греческие боги наделялись чисто человеческими слабостями, что определило их особое место в истории религии: как и люди, они вздорны, завистливы, жадны, вспыльчивы и даже не слишком честны. Это не удивительно в контексте культуры, придававшей такое значение индивидуальной свободе. Для греческой мифологии характерны прямые и непосредственные контакты между человеком и богом. Поэтому греческий храм в большинстве случаев не имел массивного и монументального входа: все здание окружала колоннада. В центре, образованном колоннами, стояла статуя бога, которому посвящался храм, религиозные церемонии происходили не в храме, а на площади перед ним. Скульптура украшала два фронтона и метопы фриза.
Для скульптуры характерен простой и строгий стиль. Интерес к человеку, отличавший философию V столетия, выразился и в греческой скульптуре той эпохи, где также уделялось внимание к формам человеческого тела. Его проработка основывается на наблюдениях за живыми моделями, хотя такие статуи, как «Возница», меньше всего походят на портретные. Правая рука в статуе Посейдона (или Зевса) - из национального археологического музея в Афинах - отведена назад, как у человека, который собирается метнуть копье, что свидетельствует о внимательном и аналитическом наблюдении за натурщиком. То же самое можно сказать о статуе Дискобола из Римского музея. И хотя одна изображает бога, а другая спортсмена, обе они выполняют почти одинаковую функцию. В статуи атлетов фактически вкладывался тот же смысл: они символизировали высшую степень совершенства, почти идеал.
Искусство Поликлета - устанавливает равновесие человеческой фигуры в покое или медленном шаге. Поликлет стремится найти идеально правильные пропорции, на основе которых может быть построено человеческое тело в скульптуре, и, в конечном счете, создал образ, который стал своеобразной нормой и примером для подражания. Ваятель математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношения между собой. За единицу измерения он принял рост человека. По отношению к росту голова составляет одну седьмую часть, лицо и кисти рук - одну десятую, ступня - одну шестую. Свой идеал атлета-гражданина Поликлет воплотил в бронзовой статуе юноши с копьем - Дорифор. В этом образе - гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности. Поликлет наиболее ярко выразил в скульптуре идеал своей эпохи - разносторонне развитую, здоровую и цельную личность. Стремление объяснить и выразить живую природу математическими законами, было очень характерно для революции в греческой мысли.
В это время ваятели проявляли внимание к конкретному человеку, его индивидуальности. Шел поиск средств для передачи оттенков движения души, настроения. Одно из них представлено Скопасом, произведения которого поражали современников драматизмом и воплощением сложнейшей гаммы человеческих чувств. Разрушая прежний идеал, гармонию целого, Скопас предпочитал изображать людей и богов в моменты аффекта. В искусстве Скопаса дышат страсть и порыв, беспокойство, борьба, глубокие сомнения.
Главное для ваятелей было не изобразить человеческую индивидуальность, а показать миру идеал пропорций, явленный в человеческом теле. Лицо при таком подходе оставалось довольно бесстрастным. Статуи же, как запечатленные «божественные моменты» человеческого тела, то есть такие, в которые человек максимально приближается к богам, выражали это божественное бесстрастие, гармонию.
Нагота для греков представляла величайшее достоинство. Тот, кто скрывал свое тело под одеждой и не посещал гимнасий, мог быть заподозрен в каком-нибудь телесном изъяне или даже уродстве. Для эллина его тело было малым подобием геометрически совершенного космоса, и весь мир вокруг себя он воспринимал по аналогии с самим собой, то есть со своим телом, но не в обычном его состоянии, а в идеальном, статуарном.
Другое, лирическое направление отразил в своем искусстве Пракситель. Статуи его работы отличались гармонией и поэтичностью, утонченностью настроения. По свидетельству знатока и ценителя прекрасного Плиния Старшего, особой популярностью пользовалась «Афродита Книдская». Красота и одухотворенность человека воплощены Праксителем также в фигурах Артемиды и Гермеса с Дионисом.
Лиссип работал в последнюю треть IV в. до н. э. Он создал 1500 бронзовых статуй. Среди них были и колоссальные фигуры богов, и группы, изображающие все подвиги Геракла. Наряду с мифологическими образами в творчестве Лисиппа нашли отражение самые заметные события современности, вошедшие затем в историю. Для его творчества было характерно стремление показать многообразие характеров.
Древняя Греция - это не только название страны в период до нашей эры, это целая эпоха в мировой истории. В это время развивались все творческие потенциалы человека: искусство, философия, наука.
Философия - величайший расцвет человеческого гения. Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как системы идей исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Возникнув в Древней Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически во всех сферах жизни. Греческая философия не может быть понята без эстетики - теории красоты и гармонии. Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания. Древние греки отдавали предпочтение теории. Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий.
Искусство внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основных характеристик греческого искусства: гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность. Оно рассматривает человека как меру всех вещей и носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства была отражением чрезвычайно целостной и гармоничной модели мира древних греков. В греческом мире индивид идеально вписывался в полис, а полисная структура в космос. Соответственно, в греческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в такой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Человек был уверен, что похож на богов, и с этим связывалась идея свободного владения пространством и временем. Именно поэтому в античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись.
В современном мире набирает популярность человек, одаренный разносторонне. А жизнь древних греков может послужить для него своего рода идеалом, к которому он должен стремиться. Также все чаще человек начинает обращаться к религии (а значит и к Богу). А в Греции того периода общение с богом (богами) было важно. Ведь искусство, философия и наука отталкивались от связи человека и божественного. Задача PR-специалиста укрепить позицию идеального человека в обществе, может тогда в мире постепенно начнет исчезать пьянство, нарко- и табакозависимость, насилие.
1) Учение Платона об искусстве
2) Лосев А.Ф. История античной эстетики, том III. М.: Искусство, 1974
3) http://statuesque.ru/articles/3513/
4) http://gimn6.ru/sites/kids/gr-gor/grek2.htm
5) http://www.mhk.spb.ru/book/6-4Grec-Afiny/
6) http://www.mystic-chel.ru/~ancient-greece/index.htm